Ответ. далее
Если верить классику, вся наша жизнь - театр, в нем люди играют свои роли. Но многим хочется большего. А каждый второй так и вовсе считает, что чужие обязанности он способен исполнить намного лучше. Например, управлять страной. Вот он, момент истины - можно попробовать себя в деле, заняв руководящий пост любого из существующих сейчас государств. Выбрать можно все, что угодно, - от Австралии до Ямайки и от Албании до Японии. Но для начала попробуйте свои силы в колхозе и в наши задачи входит не только и не столько улучшить экономику своей страны (сделать ее монополистом в отрасли, завоевать мир), сколько удержаться на своем посту как можно дольше. Мерило успешности любого политического или общественного деятеля – его популярность. Значение около пятидесяти процентов - отношение нейтральное и выжидательное, близится к ста - всенародная любовь и уважение известных личностей, а если оно стремительно падает - на карьере можно ставить крест, а то и вовсе бежать из страны. Возможности управления страной широки - распределение бюджетов, дюжины министерств, законотворчество во всех отраслях, сбор налогов, купля и продажа товаров на мировом рынке, строительство муниципальных сооружений, ассигнования на научные исследования... Можно поучаствовать в войне разного калибра, от небольшого пограничного конфликта до... Но любое действие сказывается на рейтинге. Подписали крупный международный контракт на продажу товаров своей страны? Отлично, доходы поднимутся, бюджет вырастет, а проценты поползут вверх. Решили поднять налоги? Кто ж виноват, что вся любовь куда-то улетучилась. Бывают и неоднозначные решения. Поднять минимальный размер оплаты труда - это благо или зло? Смотря для кого - народ будет доволен, зато ассоциация работодателей может устроить демонстрацию. И таких ситуаций большинство, однозначных рецептов победы нет. Бывают события, влияющие на популярность, но напрямую на них игрок повлиять не может. Так, теракт снижает удовлетворенность властью, а приз престижного кинофестиваля делает народ счастливым. Что интересно, косвенно воздействовать можно и на то, и на другое - изменяя бюджет связанных с этим министерств. Но одной популярности недостаточно для успешных действий, кроме общего показателя есть множество других факторов. Несбалансированная политика может вызвать недовольство в правящих кругах и приведет к отставке, несмотря на высокие рейтинги. Голову на блюде может потребовать и народ, если условия жизни значительно ухудшатся. При некотором стечении обстоятельств карьера завершится военным переворотом или просто в результате теракта.
Часовой механизм.
Каждая страна уникальна, учитывается масса параметров - валовой внутренний продукт, инфляция, политическое устройство, производимая продукция, ставки налогов, численность населения, уровни безработицы и т.д. Их можно объединить в две большие группы особенностей - политических и экономических. На права и возможности правителя влияет и политическое устройство государства. Вариантов множество, от единоличной королевской власти до абсолютной демократии. Например, можно определить уровень полномочий парламента, от полной подчиненности правительству до полноценной многопартийной системы с голосованием фракций по каждому законопроекту. В целом демократические страны намного сложнее в управлении, нежели диктатуры. Права народа позволяют устраивать забастовки и выдвигать несовместимые друг с другом требования - одни хотят повышения зарплаты, другие увеличения рабочего дня, третьи сокращения пенсионного возраста. Иногда и вовсе особых причин не надо, достаточно повода для выступления - увеличение расходов на дорожно-постовую службу привело к длительной сидячей забастовке любителей автомобилей с лозунгами об уничтожении автоспорта. Не помогли даже целенаправленные дотации этому виду спорта. Есть и менее явные поводы для манифестаций оппозиции в демократических странах, в случае общего несогласия с политикой правительства они проходят под лозунгами недееспособности власти. Страны не только потребляют товары и услуги, но и производят их. Излишки отправляются на международный рынок, там же приобретается недостающая продукция. Торговля может вестись автоматически - для каждой страны есть некие усредненные цены покупки и продажи. Но Вы можете заключать договора на поставку на уровне глав государств, при этом можно выиграть значительные суммы, тем самым увеличив доходность бюджета, а как следствие, и ВВП.
Первые лица.
Один из сильнейших приемов подачи информации о событиях, произошедших в мире, - газета. И здесь он реализован на все сто процентов. Пусть она не ежедневная, а еженедельная, но при скорости течения времени и насыщенности событиями это самый оптимальный вариант. Утром каждого понедельника мы можем прочитать освещение событий за прошедшие семь дней. Будьте уверены, все значимые с точки зрения журналистов факты попадут на газетные полосы. Мнения о правителе, его качествах и способностях или о стране, забастовки и выступления, случившийся теракт или убийство общественного деятеля, встреча глав государств, крупный международный контракт - читайте вместе с жителями страны. Даже цензура тоталитарных государств далеко не всегда может помочь скрыть все неприятные факты. Это интересно: если популистские события будут происходить слишком часто, то со временем на них перестанут обращать внимание. Например, на посещение руководителем государства общественных мест. Именно так и выражается точка зрения журналистов на важность информации - зачем писать об обыденных вещах. Большинство статей непосредственно освещают произошедшие события, некоторые появляются в результате действий, но не имеют привязки к чему-то конкретному, а иногда попадаются заметки исключительно для создания атмосферы. Последних, к сожалению, очень мало, и они начинают повторяться уже через пару месяцев. Формат подачи информации - заголовок и подзаголовок, текст не виден, но этого и не нужно. Все «как у взрослых» - на передовицу вынесены главные новости страны или мира, затем один-два, изредка три разворота посвящены стране (объем зависит только от насыщенности событиями!), а после еще пара - основным событиям в мире.
Экономика и финансы.
Каждое государство нуждается в некотором количестве средств на осуществление своей деятельности - необходимо финансировать госструктуры, платить заработную плату чиновникам, проводить различные социальные программы, субсидировать наиболее значимую промышленность. Но, чтобы тратить, нужно зарабатывать, происходит это с помощью разнообразных налогов и торговли, а как крайний случай используется заемный капитал. Бюджет - это доходы и расходы государства на текущий год. Для справки приводятся и прошлогодние значения по каждому из пунктов.
Статьи расходов (здесь они названы просто бюджетом, что не является ошибкой) в общей сводке носят только справочную информацию, конкретные суммы регулируются по министерствам и отраслям.
Статьи доходов - в первую очередь это, конечно, налоги. Вот только повышать их напрямую не рекомендуется, недовольство народа будет обеспечено. Иногда возмущением дело не ограничится, так, повышение НДС (налога на добавленную стоимость) спровоцирует рост цен, понижение уровня жизни и рост инфляции. Но и снизить его не получится, как правило, это основной источник доходов. Страна потребляет самые разные товары и производит какой-то ассортимент. Излишки созданного нужно продавать, а недостающую продукцию - докупать. Это делается автоматически, для каждого государства есть некая цена покупки и продажи, по которой и ведутся расчеты. Но можно взять это в свои руки и выгадать очень серьезные средства для страны. Процесс, надо сказать, организован не самым удобным образом, но деваться некуда. Самая большая сложность - поиск наиболее выгодного контрагента. Способов создания торгового договора два - «по переписке» и при личной встрече, разница только во времени. Пусть мы производим некое количество баранины, превышающее наши потребности. Излишки автоматически продаются по три с половиной тысячи долларов за тонну. А США покупает ее же, но уже по пять семьсот. Отправляем Штатам предложение покупать именно нашу продукцию, предложив чуть меньшую цену. В итоге все довольны, хотя, вероятно, придется поторговаться. Продаем, естественно, за вычетом наших внутренних потребностей. На заметку: если заключать договор через окно промышленности, то будут доступны товары только выбранной отрасли, а если через окно дипломатии - все. Можно сделать еще более тонкий финт, хотя не со всеми продуктами это возможно. Продолжим пример с бараниной - продаем все имеющееся в наличии, а необходимое количество покупаем очень дешево где-нибудь в Рязани. Некоторые «товары» продаются не по количеству, а на сумму - строительство, водопроводные сети и т.д. В таком случае о долгих переговорах речь не идет, контракт либо подписывается, либо, реже, нет.
Отрасли промышленности.
Все товары, которыми можно торговать, разделены на три большие группы - сельское хозяйство, промышленность и энергетика. Четвертая сфера экономической деятельности - услуги, потребляемые только внутри страны, но в остальном к ней применяются те же самые правила. Есть инструменты, позволяющие развивать собственную экономику. Можно выделять субсидии на всю отрасль или на отдельные сектора. Второе намного предпочтительнее, поскольку эффект более явный. Эффект не замедлит себя ждать - производство вырастет как на дрожжах. Больше субсидии - больший прирост. Но, если перестать оказывать материальную поддержку, отрасль довольно быстро вернется к исходному значению. Также для интенсификации роста можно использовать пользовать рычаги давления на другие страны - наложить (и снять) эмбарго на освобождение сектора от налогов. Помимо развития собственной экономики есть возможность наложить эмбарго на страну, установить таможенные пошлины. Но за подобные действия можно получить аналогичные подарочки в свою сторону, и это может быть весьма неприятно.
Министерства.
Перечислять все министерства и ведомства и их особенности не позволит объем статьи, поэтому придется ограничиться общими возможностями. Можно выделить четыре группы расходов - на деятельность министерства, заработную плату и количество чиновников, поддержание законопроектов и строительство. Впрочем, законы далеко не всегда требуют финансирования. Статьи расходов каждого министерства заданы списками, а сами расходы - звездочками количеством от нуля до десяти. Ими обозначаются проценты финансирования от максимума. Но каждый последующий шаг обходится значительно дороже предыдущего. Заработная плата и число госслужащих назначаются явным образом только для здравоохранения, образования, органов правопорядка, секретных служб и вооруженных сил. Строительство - дорогое удовольствие для крупной страны, а для мелкой и вовсе неподъемная ноша. Но заниматься этим все равно придется. Можно возводить медицинские, образовательные, культурные, спортивные и исправительные учреждения, военные базы, лаборатории, транспортную инфраструктуру. А законодательство - самый обширный раздел. Несколько десятков различных законопроектов, каждый из которых подразумевает от двух до пяти вариантов действий. Регулируется абсолютно все - образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, армия, религия, средства массовой информации, культура, спорт, окружающая среда... Некоторые из них экономические, некоторые - политические, но большинство оказывает влияние на обе сферы.
Политики и общественные деятели.
Руководителю государства придется много встречаться с известными и не очень личностями. Но эффект от таких встреч может сильно различаться. Пожалуй, самое главное, могут ли они дать нам «хорошую прессу». Но для этого их отношение должно быть действительно хорошим, иначе похвалы будут признаны народом лживыми, а это удар по популярности. Отношения можно повысить с помощью шампанского, кофе и комплиментов. Ассоциации. Еще один источник хороших отзывов в прессе. Армия. Общение с верховным главнокомандующим и начальником секретных служб пользы не принесет. Деятели религии. С религиозными деятелями своей страны очень сложно наладить хорошие отношения, но результат того стоит - в большинстве стран ведущая религия влияет на подавляющий процент населения страны. Мировые деятели довольно бесполезны. Секты. Сектанты тоже могут положительно высказаться, но их влияние мизерно, потому нет смысла связываться. Интеллектуалы. Их две группы - исследователи и общественные деятели. Последние часто выступают в прессе самостоятельно, потому хорошие отношения с ними практически обязательны. Но они очень резко реагируют на сокращение гражданских прав, и их любовь к правителю превращается в ненависть. От исследователей пользы немного. Деятели искусства и спортсмены. Обе категории известных граждан тоже часто выступают в прессе, но отношения с ними поддерживать легче. Чем и пользуемся. Близкие. Из приближенных к престолу императора стоит выделить близкого друга, он может дать совет по росту или падению отрасли, а для правителей в возрасте - личного врача.
Внутренняя политика.
Это один из самых главных инструментов в управлении страной. От того, какие законы приняты здесь, зависит длительность Вашей политической карьеры, поэтому данный пункт рассмотрим подробнее прочих. Не имеет значения, президент или премьер-министр, главное, что в Ваших руках есть множество рычагов власти. Но и полной свободы тоже нет, Ваше нахождение на посту зависит от народа, правящей партии, а то и вовсе монарха. Очень многое в управлении зависит от политического строя государства, равно как верно и обратное - изменение аппарата управления способно внести коррективы в политическое устройство страны. Глава государства/глава правительства. Здесь собраны действия и законопроекты, непосредственно касающиеся Вашего воплощения. Коммуникации. Три действия посвящены собственной популяризации - посетить общественное место, присутствовать на общественном мероприятии или выступить на телевидении. Но злоупотреблять не стоит, «светиться» перед прессой лучше не чаще раза в месяц, иначе население перестанет обращать внимание, а политики и вовсе обвинят в излишней медиатизации. Культ личности определяет степень промывки мозгов при помощи бюстов и портретов. Их можно принудительным образом размещать в административных учреждениях, парках и общественных местах, а также учебниках. Использование подобных способов ограничивает права человека в государстве. Законодательство. Способ назначения главы правительства. Выборы всеобщим голосованием - самый демократичный вариант, каждый может повлиять на судьбу страны. Глава правительства может избираться парламентом, он тоже демократичен, но при условии, что сам парламент независим от власти. В противном же случае о правовом государстве речи быть не может - кого сказали, того и выбрали. Ну, и третий вариант - пожизненное избрание. Т.е. закон изменяется таким образом, что больше выборов не будет. Порядок выборов в один или два тура определяет длительность президентской гонки. При выборах в один тур победителем признается кандидат, набравший максимальное число голосов. А при двухэтапной системе во второй тур проходят два кандидата с наибольшими процентами (если только в первом лидер не набрал больше половины). Оба имеют возможность привлечь на свою сторону сторонников выбывших из борьбы конкурентов. Количество сроков на посту может быть одним без второго срока (возможно несколько, но не подряд), одним, двумя или неограниченным. Как правило, демократические страны ограничивают количество переизбраний, но для длительной игры переизбрание без помех просто необходимо. Продолжительность сроков на посту главы государства в годах - для разных стран это от четырех до семи лет. При пожизненном избрании этого пункта по понятным причинам нет. Кабинет министров
Ваши «помощники», хотя это то немногое, в чем практической пользы найти не удалось. Советы они дают крайне редко, их популярность тоже ни на что не влияет (но сильно зависит от успешности Ваших действий). Так что министра можно назначить, отправить в отставку, публично поддержать или покритиковать. В Ваших силах и распустить кабинет. Иногда министр сам просит отставки, как правило, после неудачных событий, произошедших в его сфере (министр внутренних дел после крупного теракта и т.п.). Парламент. Здесь и кроется самое главное отличие диктатуры от демократии - в степени свободы парламента и его влиянии на политические решения.
Здесь указаны главные союзники Вашего государства в мире - с ними легче всего заключать договора, с большей вероятностью возможны личные встречи руководителей стран. Экономика. Фактически дублирует информацию из окна министерства промышленности, но подача несколько другая. Можно выбрать любую страну или город из ниспадающего списка и увидеть все заключенные договора одновременно, а не только по общим направлениям. Здесь же можно создать новое соглашение, здесь также будет доступ ко всем товарам. Союзные соглашения. В этой закладке перечислены все страны и для каждой указано, есть ли у нас с ней военный договор. Для удобства используется цветовое выделение. Договоренности действуют во время вооруженных конфликтов.
Закладка действий дает доступ к внешнеполитическим инструментам. Управление посольствами страны за рубежом и управление посольствами других стран на нашей территории определяет возможность дипломатических отношений. Здесь же можно выставить запреты на въезд глав других государств, но пользы от этого нет, можно только предположить, что нам не смогут предложить личную встречу для подписания договора. Управление репатриацией дает возможность разрешать или запрещать возвращение на родину граждан из других стран. Вариант разорвать отношения полностью соответствует своему названию - в одностороннем порядке прекращаются все контракты, военные договоры, помощь. Последний доступный пункт - эмбарго на оружие, где мы для каждой страны можем указать, разрешена ли поставка в одну или обе стороны. Помощь. Можно организовать поставку другой стране гуманитарной помощи в виде стабильного денежного потока. Список пострадавших от катастроф. Наводнение, жара, голод, цунами - вот лишь некоторые из них. События возникают случайно на протяжении Вашего правления и добавляются в список. Через некоторое время после события подсчитывается размер ущерба, и мы можем выделить Вам некоторую сумму денег, другие страны не окажутся в стороне.
Основные международные организации.
Организация Объединенных Наций. В теории это основной международный орган по поддержанию мира и спокойствия. Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития - две кредитные организации, у них можно взять займы или попросить сократить уже существующий. Секретные службы. Серьезный инструмент внутренней и внешней политики, можно заниматься как законными вещами, так и не очень. Борьба с терроризмом. Внедряем агентов, если операция успешна, начинаем вторую стадию - уничтожения. Шансы зависят от уровня затрат на контртерроризм и подготовку агентов. Чем больше времени прошло между моментом внедрения и началом второго этапа, тем выше эффект. Но это как раз во вред, ведь каждый раз у нас растет популярность - сколько циклов пройдет до полного уничтожения, столько раз и получим плюсов. Рано или поздно террористы будут уничтожены. Внутренняя деятельность. Можно (и нужно) составлять досье на известных личностей и проводить тайные обыски в штаб-квартирах политических партий (а это не очень нужно). Можно получить компромат и использовать его в политической игре, но есть вероятность наследить и самому оказаться в центре скандала. Внешняя деятельность. Для начала нужно организовать шпионскую сеть в выбранном государстве, а затем задать одно из направлений деятельности. Список зависит от отношений между странами - работа с политическими партиями, промышленный или политический шпионаж, работа с террористическими группировками илиих развал.
Война.
Война очень даже реальна, но наслаждаться процессом можно только при желании захватить весь мир. Слишком уж непроработан этот момент. Есть несколько видов войск - обычные: пехота, танки, ракетные установки, вертолеты и истребители. И стратегические: крейсеры, подводные лодки, авианосцы и атомные подводные лодки. Все их, за исключением пехоты, нужно предварительно закупить. Можно управлять самостоятельно либо отдать под начало главнокомандующего. Захват территории происходит, если выбить с нее все вражеские войска и поместить свои. А страну сразу - если занять столицу. И это как раз сделать очень просто - марш-бросок к ней, химический удар, подписание капитуляции с аннексией.
Валовой внутренний продукт.
(ВВП) - главный индикатор национальной экономики страны. Он обозначает суммарную стоимость всех произведенных конечных продуктов, т.е. тех, что потребляются непосредственно населением (сейчас или в будущем) или уходят на экспорт. Один и тот же товар может, как учитываться при расчете ВВП, так и не браться в расчет, все зависит от того, какова его дальнейшая судьба. К примеру, молоко, попавшее в магазин, считается, а использованное для изготовления сметаны или творога - нет.
ВВП может быть номинальным, когда все расчеты ведутся в ценах текущего года, и реальным, при этом делается поправка на инфляцию. При сравнении номинальных значений на одном графике картина обычно очень впечатляет. Но общее значение ВВП дает не полную картину о состоянии экономики страны, используется еще один показатель - ВВП на душу населения. Например, Россия по первому параметру находится на седьмом месте в мире, а по второму - в конце шестого десятка.
Принцип Кондорсе и парадокс Кондорсе.
Французский математик, писатель, политик и просветитель Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 - 1794) - один из деятелей Великой французской революции, а впоследствии ее жертва. В 1785 году опубликовал работу, посвященную проблемам коллективного принятия решений, в которой впервые были использованы ключевые понятия теории принятия решений. Впоследствии они получили названия «принцип Кондорсе» и «парадокс Кондорсе». Принцип Кондорсе гласит, что для определения воли народа необходимо, чтобы каждый избиратель не просто отдал свой голос, а проранжировал кандидатов в порядке предпочтения.
Приведем пример из работы.
Пусть 60 голосующих имеют такие предпочтения:
23 человека: A > C > B;
19 человек: B > C > A;
16 человек: C > B > A;
2 человека: C > A > B.
Сравниваем предпочтения последовательно.
Сначала A и B:
23 + 2 = 25 человек за то, что A > B;
19 + 16 = 35 человек за то, что B > A.
Затем A и C:
23 человека за то, что A > C;
19+16+2=37 человек за то, что C > A.
И в заключение, B и C:
19 человек за то, что B > C;
23+16+2=41 человек за то, что C > B.
По Кондорсе, воля большинства выражается в виде трех суждений: C > B; B > A; C > A, их можно объединить в одно отношение предпочтения C > B > A. Если необходимо выбрать одного из кандидатов, то следует предпочесть кандидата С. Сравним это с принятыми мажоритарными системами: По системе относительной большинства победит кандидат A, поскольку за него отдадут 23 голоса, за B - 19 голосов, а за C - 16+2=18 человек. По системе абсолютного большинства во второй тур пройдут кандидаты A с 23 голосами и кандидат B с 19 голосами. И там уже победит кандидат B, ему достанется уже 19+16=35 голосов, а кандидату А - только 23+2=25 голосов. Вывод: правила игры определяют победителя.
Парадокс Кондорсе - следствие принципа Кондорсе. Состоит он в том, что правило простого большинства не может обеспечить транзитивность бинарного отношения (например, A > B и B > C, следовательно, A > C) общественного предпочтения среди выбираемых вариантов. А в силу не транзитивности результат может зависеть от порядка голосования, что дает возможность манипулировать результатами. Первая простая форма - если есть три утверждения A > B, B > C, C > A, то вместе они противоречивы и система решения не имеет. Другая его форма называется парадоксом составного голосования. Он возникает при постатейном принятии решения, когда каждая из статей принимается большинством голосов, но целиком документ не может быть принят. Пример. Три человека голосуют по трем вопросам. Мнение первого - да, да, нет. Второго - да, нет, да. Третьего - нет, да, да. Простым суммированием голосов решение проходит, хотя ни один не удовлетворен результатом.